Спортивная школа Лицея Бауманский
Здесь мы представляем подробную информацию об инновационных программах, методиках и технологиях физического воспитания и преподавания физической культуры в Спортивной школе ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».
1 сентября 1996 года в экспериментальной школе-комплексе №18 состоялось открытие нового структурного подразделения — «Спортивная школа».
Сейчас, почти 20 лет спустя, в Спортивной школе лицея организована 6-ти дневная учебная неделя, 3 часа в неделю отводится на урок физической культуры, а проводят занятия 14 тренеров-преподавателей и преподавателей физической культуры.
Школа сотрудничает с ДЮСШ, СДЮШОР, общественными организациями: «Рукопашный бой», «Клуб ЯН», «Азимут». Тесное сотрудничество проходит и со спортивными организациями, спортивными сооружениями. Среди них – Ледовый дворец, ФОК «Спартак», дворец «Водных видов спорта» – позволяет в полной мере проводить спортивно-оздоровительные мероприятия (также и в МарГТУ, и МарГУ).
Наличие спортивных площадей и объектов в Лицее соответствует запросам участников образовательного процесса:
- большой игровой зал – 521,7 м. кв.;
- малый игровой зал –178,7 м. кв.;
- зал шейпинга и аэробики – 151,0 м. кв.;
- тренажерный зал – 48,9 м. кв.;
- борцовский зал – 110,8 м. кв.;
- зал ЛФК – 35,3 м. кв.;
- плавательный бассейн – 370,4 м. кв.;
- чаша – 250 м. кв.;
- стадион для футбола и регби.
При этом на стадионе имеется:
- футбольное поле – 1200м. кв.;
- баскетбольная площадка – 450 м. кв.;
- беговая дорожка – 200м. кв.;
- игровая зона – 80м. кв.
Начальная школа (1–4 классы)
Три уровня организации физического воспитания, реализуются по следующим программам:
- «Физическая культура» (Программа для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021 (1 час в неделю);
- «Лечебная физкультура» (1 час в неделю);
- «Плавание» (1 час в неделю);
- «Социальный танец и движение» (2 часа в неделю);
- Программы секций по видам спорта.
Цель — создание необходимых и достаточных условий для предоставления учащимся с разным уровнем здоровья и физической подготовленности возможности в выборе разнообразной двигательной активности.
Задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми с повышенной координационной сложностью движениями и действиями;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, правильной осанкой и культурой движений;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом воздействии, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
К организации физического воспитания и двигательной активности, на начальной ступени обучения реализуется разноуровневый подход.
При этом по здоровью среди учащихся выделяются три группы:
- Дети с ослабленным здоровьем (специальная группа);
- Здоровые дети;
- Физически одаренные дети.
В зависимости от состояния здоровья, интереса и возможностей учащиеся выбирают собственный маршрут, объем и виды занятий физической культурой (не менее 6 часов в неделю). При этом реализуются как базовые программы, так и программы специальные, обеспечивающие и общее оздоровление, и спортивные результаты. Период реализации программы – с 2003 по настоящее время.
Показатели результативности — улучшение состояния группы здоровья, заинтересованность учащихся в занятиях физической культуры, 100% занятость учащихся физическими упражнениями независимо от группы здоровья, спортивные достижения учащихся; мотивация детей к занятиям спортом и физической культурой, формирование привычки заботы о своем здоровье.
Средняя школа (5–9 классы)
Три уровня организации физического воспитания, на этом этапе обучения, реализуются по следующим программам:
- «Физическая культура» (Программа для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021 (3 час в неделю);
- «ЛФК» (1 час в неделю);
- Рабочие программы по отдельным видам спорта;
- «Социальный танец и движение»;
- Секции спортивной школы по 14 видам спорта (5–9 классы).
Цель — создание необходимых и достаточных условий для предоставления учащимся с разным уровнем здоровья и физической подготовленности возможности выбора разнообразной двигательной активности.
Задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми с повышенной координационной сложностью движениями и действиями;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, правильной осанкой и культурой движений;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом воздействии, посредством подвижных игр и элементов соревнования;
- мотивация подростков к занятиям спортом и физической культурой, формирование привычки заботы о своем здоровье;
- достижение спортивных результатов в избранном виде спорта (до уровня кандидатов в мастера спорта).
К организации физического воспитания и двигательной активности в средней школе реализуется разноуровневый подход. Поддерживается идея разнообразия видов деятельности.
При этом можно выделить четыре уровня физической нагрузки для детей с разными интересами и разной физической подготовкой:
- ЛФК для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (5–9 класс — 2 часа в неделю);
- Социальный танец и движение (5–8 класс — 2 часа в неделю);
- Уроки физической культуры по 5 видам спорта с самостоятельным выбором вида специализации (5–8 классы — 2 часа в неделю, 9 классы — 3 часа в неделю);
- Секции спортивной школы по 15 видам спорта для одаренных детей (5–9 классы).
В зависимости от состояния здоровья, интереса и возможностей учащиеся выбирают собственный маршрут, объем и виды занятий физической культурой (не менее 3 часов в неделю). При этом реализуются как базовые программы, так и программы специальные, обеспечивающие и общее оздоровлении, и спортивные результаты.
Содержание деятельности физического воспитания изменяется за счет разнообразия видов спорта и специализаций, вносятся новые, современные виды спорта (фрисби, дыхательная гимнастика, спортивное ориентирование, спортивный танец и др.) Период реализации — с 2003 года по настоящее время.
Показатели результативности — улучшение состояния здоровья до более высокой группы, заинтересованность учащихся в занятиях физической культурой, спортивные достижения учащихся.
Старшая школа (10–11 классы)
Три уровня организации физического воспитания, на этом этапе обучения, реализуются по следующим программам:
- «Физическая культура» (Программа для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021 (2 часа в неделю); Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 10-11 классы;
- Уроки физической культуры по 6 видам спорта с самостоятельным выбором вида специализации (10–11 классы — 3 часа в неделю,);
- ЛФК для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (10–11 класс — 2 часа в неделю);
- Рабочие программы по отдельным видам спорта.
Цель — создание необходимых и достаточных условий для предоставления учащимся с разным уровнем здоровья и физической подготовленности возможности выбора разнообразной двигательной активности.
Задачи:
- развитие основных психических процессов и индивидуальных свойств личности школьников в процессе активного включения их в преобразовательный процесс двигательной деятельности;
- стимулирование заинтересованности учащихся в своем здоровье;
- развитие творческой способности, потребности в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и результат творческой деятельности;
- мотивация подростков к занятиям спортом и физической культурой, формирование привычки заботы о своем здоровье;
- достижение спортивных результатов в избранном виде спорта (до уровня кандидатов в мастера спорта).
К организации физического воспитания и двигательной активности в старшей школе реализуется разноуровневый подход. Поддерживается идея разнообразия видов деятельности.
При этом можно выделить три уровня физической нагрузки для детей с разными интересами и разной физической подготовкой:
- ЛФК для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (10–11 класс — 2 час в неделю);
- Уроки физической культуры по 6 видам спорта с самостоятельным выбором вида специализации (3 часа в неделю);
- Секции спортивной школы по 14 видам спорта для одаренных детей.
В зависимости от состояния здоровья, интереса и возможностей учащиеся выбирают собственный маршрут, объем и виды занятий физической культурой (не менее 3 часов в неделю). При этом реализуются как базовые программы, так и программы специальные, обеспечивающие и общее оздоровлении, и спортивные результаты.
Содержание деятельности физического воспитания изменяется за счет разнообразия видов спорта и специализаций, вводятся новые современные виды спорта. Период реализации — с 2003 года по настоящее время.
Показатели результативности — улучшение состояния здоровья до повышенной группы, заинтересованность учащихся в занятиях физической культурой, 100% занятость учащихся физическими упражнениями независимо от группы здоровья, спортивные достижения учащихся (возможность получения спортивного разряда).
Спецгруппы
В Лицее созданы условия для коррекции состояния здоровья детей, отнесенных к специальной группе и по показаниям здоровья.
Система включает в себя:
- Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе;
- Лечебное плавание;
- Осмотр, диагностика и лечение детей;
- Организация щадящего режима обучения.
Цель — создание оптимальных условий для занятий двигательной активностью детей с ограничениями в здоровье, укрепление здоровья детей, коррекция нарушений.
Задачи:
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- воспитание морально-волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейшего лечения;
- эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической перегрузки.
В Лицее организованы занятия с детьми, имеющими отклонения в здоровье, через систему ЛФК (занятия в зале или занятие в бассейне). При этом осуществляется медицинское сопровождение через Лечебно-восстановительный центр Лицея и комплекс профилактических медицинских процедур для этих детей. Период реализации — с 2005 года по настоящее время.
Показатели результативности — 100% охват учащихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья и до 78% улучшение показателей их здоровья.
Физически одарённые дети
В Лицее созданы условия для работы с физически одаренными детьми.
Реализуются следующие программы ДЮСШ:
- Плавание 1-9 класс;
- Баскетбол 5-11 класс;
- Футбол 1-11 класс;
- Гимнастика с элементами акробатики 1-2 класс;
- Легкая атлетика 5-11 класс;
- Бадминтон 1-11 класс;
- Фехтование 1-11 класс;
- Джиу джитсу 1-11 класс;
- Волновая йога 1-11 класс;
- Волейбол 7-11 класс ;
- Сборная школы 5-11 класс.
Цель — создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов в отдельных видах спорта.
Задачи:
- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке; начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
- освоение и совершенствование техники всех способов плавания;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
В Лицее действуют секции по видам спорта:
- баскетбол (5–11 классы);
- плавание (1–9 классы);
- футбол (5–11 классы);
- легкая атлетика (5–11 классы);
- Клуб «ЯН» (2–3 классы).
- Гимнастика с элементами акробатики 1-2 класс;
- Бадминтон 1-11 класс;
- Фехтование 1-11 класс;
- Джиу джитсу 1-11 класс:
- Волновая йога 1-11 класс;
- Волейбол 7-11 класс;
- Сборная школы 5-11 класс;
- Художественная гимнастика 1 класс.
Долгосрочные программы и проекты
В Лицее реализуется несколько долгосрочных проектов и программ, связанных с физкультурой, спортом и оздоровлением:
- Проект «Здоровье - это здорово»;
- День Здоровья;
- Праздник Спортивной школы.
- Конкурс оздоровительной аэробики
- Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)
Цель — привлечение к организации спортивной и оздоровительной работы большого числа значимых для детей людей (педагогов, старших детей, известных политиков, поэтов, писателей и др.).
Задачи:
- интеграция усилий различных социальных организаций и институтов воспитания детей;
- повышение ответственности школьников, педагогов, родителей за свое здоровье.
О программах:
- Проект «Здоровье - это здорово»
- День здоровья
- Конкурс оздоровительной аэробики
- ГТО
Охватывает всех учащихся Лицея, где они улучшают показатели физического развития, свои успехи и спортивные достижения, улучшая свое здоровье. Участвуют в различных спортивных праздниках и мероприятиях, специально организованных в рамках проекта. Классы победителей награждаются грамотами и дипломами.
Ежегодное мероприятие Лицея направленное на повышение престижа занятий физической культуры и спортом, улучшения здоровья среди педагогов, родителей и детей.
Конкурсная программа по оздоровительной аэробике является завершающим этапом для детей занимающихся специализацией аэробика с привлечением участия всех желающих показать свои творческие способности. Ежегодно в нем участвуют более 300 учеников Лицея. Массовость, яркость, ритмичность - все это привлекает и мотивирует на занятие этим видом спорта.
Ежегодное мероприятие нацеленное на развитие учащихся массового спорта и оздоровления Лицея, гармонично и всесторонним развитием личности.
Показатели результативности — рост мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, охват учащихся различными видами двигательной активности.
Электронные версии документов