«Когда читатель смеётся», автор «побеждает»!

13 мая прошёл заключительный этап Международного инклюзивного конкурса чтецов и проектов «Когда читатель смеётся…», который проводит ГКОУ Школа «Технологии обучения» в г. Москва. На этом конкурсе вот уже несколько лет успешно выступают учащиеся Центра дистанционного обучения нашего Лицея.

Дистанционно — не значит удалённо.
Инклюзивно — значит вместе

Здесь собраны особенные люди,
Которые чуть ярче видят мир,
Кто чувствует острее, крепче любит,
Кто мужеством шаблоны победил.

Из гимна Регионального Центра дистанционного обучения
детей-инвалидов при ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»


Да, наш путь к инклюзивной школе начинался именно с создания на базе лицея Регионального Центра дистанционного обучения (далее — ЦДО) детей-инвалидов по приказу Министерства образования и науки РМЭ №499 от 08.06.2009 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» в рамках мероприятия «Дистанционное обучение детей-инвалидов» ПНПО «Образование».

Цель мероприятия — создание условий для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детьми-инвалидами, обучающимися на дому.

Нашему Лицею такая честь выпала не случайно. Причина популярности школы, признание ее опыта на всероссийском уровне, как модели авторской школы, в том, что в основе ее концепции и содержания деятельности лежит простая сущностно-гуманистическая идея, реализуемая в конкретной практике нашей школы.

Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а, напротив, школе необходимо стремиться адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.

Е. А. Ямбург
Учёный и педагог

В нашем учебном заведении есть все необходимые ресурсы для обучения, развития и социализации детей-инвалидов, а создать условия было нашей задачей.

Ресурсная база для инклюзивного обучения, социализации и реабилитации включает в себя:

  • бассейн;
  • залы ЛФК (2);
  • сенсорная комната;
  • актовый зал на 240 мест;
  • психолого-педагогическая служба;
  • центр дистанционного обучения;
  • распределённая выделенная высокоскоростная сеть доступа в интернет;
  • центр восстановительного лечения;
  • детская Школа искусств;
  • столовая с собственной кухней и заказом питания по системе «Шведский стол»;
  • специализированная учебная мебель для учащихся с ДЦП;
  • инвалидные кресла и ходунки для перемещения внутри школы;
  • лестничные поручни, поручни в душевых бассейна;
  • специализированные туалетные кабинки
  • программы коррекционной работы.
  • адаптированные образовательные программы, разработанные с учётом индивидуальных возможностей учащихся с особыми образовательным потребностями;
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • программа работы по социализации и социально-психологической адаптации
  • собственная электронная образовательная среда для дистанционного обучения http://cdo.my18.ru/ (наполнение 60-70%., в активной разработке)
  • размещение консультативных материалов Психолого-педагогической службы на сайте Лицея

В лицее создана и успешно функционирует единая служба психолого-педагогического сопровождения в составе:

  1. педагог-дефектолог — 1;
  2. учитель-логопед — 2;
  3. педагог-психолог — 2;
  4. социальный педагог — 1.

Из них 4 специалиста работают непосредственно по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Создана ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Создавая ЦДО, мы ставили задачи не только обеспечение доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, но и создание благоприятных условий для развития их индивидуальных способностей, а так же инклюзию в учебно-воспитательный процесс учебного заведения с целью успешной социализации и социально-психологической адаптации. При этом мы понимали, что инклюзия — это чрезвычайно важно и полезно как для особенных детей, так и для обычных учащихся. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей-инвалидов.

Мы очень осторожно подходим к этому вопросу, так как работаем уже не первый год в данном направлении и не по наслышке знаем обо всех «подводных камнях». Инклюзивный процесс в нашем лицее, безусловно существует, но мы двигаемся по своей ндивидуальной траектории. Опираясь на наш 6-летний опыт, мы можем уверенно сказать, что данная модель организации обучения детей с ОВЗ наиболее целесообразна и комфортна для самих детей.

Если под инклюзией понимать процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала, то созданный в Лицее Центр с успехом решает все эти задачи.

В современной образовательной политике западных стран получили развитие несколько подходов в инклюзивном образовании, в том числе:

  • расширение доступа к образованию (widening participation);
  • мейнстриминг;
  • интеграция;
  • инклюзия.

В Центре дистанционного обучения используются все вышеназванные подходы:

  • учебные и коррекционные занятия организованы в очно-дистанционном режиме;
  • индивидуальный учебный план каждого поделен на 2 части: очные групповые занятия (2 раза в неделю) и индивидуальные дистанционные занятия;
  • для каждого ученика cоставлена адаптированная образовательная программа с учетом его образовательных возможностей (пример в приложении).

Педагогический состав имеет необходимую профессиональную подготовку, о чём свидетельствуют документы о повышении квалификации.

Постоянный поиск новых форм, повышающих учебную мотивацию, заинтересованность ребёнка в учебной деятельности, привёл нас к идее включения в вариативную часть учебного плана ЦДО предмета «Проектная деятельность», как предмета по выбору, что, в свою очередь, очень мотивирует педагогов участвовать с детьми в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Результаты не заставили себя ждать, в ЦДО уже создана, так называемая, «копилка достижений», которая постоянно пополняется грамотами, дипломами, сертификатами. Таким образом начата работа по формированию портфолио каждого ученика. Один из замечательных результатов — победа в заочном конкурсе детей-инвалидов «Твой шанс» и поездка в Сочи на паралимписскую олимпиаду ученика 2 кл,. Марка Егошина.

Благодаря эффективному тьюторскому сопровождению, наши дети вовлечены во все аспекты учебно-воспитательного процесса Лицея:

  1. Участие в коллективных мероприятиях, проектной деятельности и исследовательской работе;
  2. Активное участие в социальных и учебных проекта;
  3. Занятия в Детской школе искусств;
  4. Совместные выезды и экскурсии.

День науки

Учащиеся ЦДО стали полноправными членами коллективов тех классов, за которыми они закреплены. Уже стало традицией в конце учебного года подводить итоги проектной и исследовательской деятельности учащихся. С данной целью в апреле месяце проводится традиционный «День науки» накануне лицейской научно-практической конференции учащихся. В мероприятии принимают участие учащиеся всех классов с 1 по 11 класс.

В этом году день науки проводился в течении двух дней. Было представлено 24 работы. Темы самые разнообразные, в разных областях: естествознание, химия, физика, психология, робототехника. Некоторые работы были представлены дистанционно в режиме on-line по причине значительной удалённости участников от Центра или возможностей здоровья.



Педагоги ЦДО активно привлекают учащихся к расширенному и углубленному изучению предметов участием в различных заочных конкурсах и олимпиадах.


ЦДО как ресурсный центр

Если под сетевым взаимодействием рассматривать совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающегося осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов различных организаций, то большинство ресурсов у нас, как у ресурсного центра имеется.

Взаимодействие с учреждением дополнительного образования — Детской школой искусств «Лира» (ДШИ) осуществляется непосредственно внутри лицея, так как ДШИ является структурой лицея. Процент охвата данного контингента детей — 30%.

Сетевое взаимодействие чётко организовано с другими образовательными организациями в вопросах дистанционного обучения детей-инвалидов, так как в лицее создан Региональный центр дистанционного обучения, где реализуют дистанционный компонент учебного плана ещё 47 учащихся с особыми образовательными потребностями из других школ республики.

Ежегодно заключается договор с Республиканским ПМПК, на основе рекомендаций которого строится адаптированная программа обучения. Прочные связи сложились с образовательными учреждениями Республики профессионального и высшего образования в части дальнейшего обучения и профессионального самоопределения наших учеников.

ГАОУ РМЭ Лицей Бауманский не раз выступал инициатором и организатором социально-значимых проектов. Так в Лицее, по инициативе Центра Дистанционного обучения и Детской школы Искусств, уже 2 года проходит Республиканский фестиваль искусств для детей с ОВЗ «Руки сердечное тепло».



Участие в мероприятиях

Сейчас наши дети принимают участие во всех массовых мероприятиях Лицея, активно участвуют в работе традиционных Подросткового сбора и выездного Сбора старшеклассников. Расширение взаимодействия происходит также за счёт участия в социальных проектах «Рука в руке», «Инклюзивный танец», студия «Добрый город».

Всё больше друзей-волонтёров появляется у ЦДО. В организации и работе Республиканского фестиваля «Руки сердечное тепло» оказывали активную помощь 36 волонтёров-учащихся Лицея. Воспитательные мероприятия, выезды учащихся ЦДО всегда проходят при активной помощи лицеистов, что, несомненно, в равной степени важно для всех. «Границы» стёрлись, и теперь в Лицее одинаково комфортно и тепло всем детям.

Есть у нас и такой опыт, когда, адаптировавшись в образовательном пространстве лицея, наши дети переходили на обучение в профильные классы и продолжали дальнейшее обучение по обычной программе. Что ж, для нас, педагогов, это является предметом особой гордости, т.к. мы смогли помочь особенному ребёнку достичь высокого уровня образовательных возможностей, имея первоначально невысокий стартовый потенциал.

Таким образом, принимая во внимание наш скромный опыт, можно прогнозировать перспективу движения вперёд, перспективу расширения возможностей инклюзивного обучения детей-инвалидов, расширение спектра учебно-воспитательного взаимодействия. Наш Центр существует только шестой год, но общественное мнение, положительная динамика развития наших детей, высокая степень удовлетворенности качеством учебно-воспитательного процесса учеников и родителей, говорят о том, что движемся мы в правильном направлении, и данную модель организации обучения можно рассматривать как наиболее успешную в решении задач инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.

Вход в личный кабинет
Войдите в свой личный кабинет, используя свой логин и пароль, чтоб получить доступ к его разделам.