«Весенняя капель» - души преображенье…

9 апреля в Центре дистанционного обучения состоялся праздник «Весенняя капель».

Инклюзивно — значит вместе

"В сентябре в нашу школу, как и во все другие, традиционно, в первую субботу февраля пришли выпускники. Встреча с выпускниками для учителей всегда большая радость, но для нас, учителей Центра дистанционного обучения детей-инвалидов ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», это радостно вдвойне.  Во-первых, за 10 лет нашего существования, выпускников у нас не так и много, а во-вторых, никакие мониторинги и статистические отчёты не позволяют столь явно увидеть результаты своей работы, как общение со взрослыми, личностно-состоявшимися детьми."

Руководитель ЦДО Долгорукова А.П.


При организации Центра дистанционного обучения в нашем лицее, у ребят с ограниченными возможностями здоровья вместе с техническими возможностями (каждый ученик получил в пользование на период обучения комплект современного компьютерного оборудования и сетевую линию Интернет), появилась возможность осваивать учебный план в полном объёме, вместо урезанного до 8-10 часов в неделю, учебного плана «надомников».практике нашей школы.

В Лицее создана хорошая ресурсная база для инклюзивного обучения, социализации и реабилитации, которая включила в себя  Центр дистанционного обучения для детей инвалидов со своей собственной службой психолого-педагогического сопровождения.

На одной из педагогических конференций в наш адрес прозвучало мнение, что Центр дистанционного обучения не может решать задач инклюзии, что такая форма организации обучения особенных детей — это сегрегация (прим.- Сегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормально развивающихся сверстников). Так ли это в нашем Центре?

Продумывая организацию учебного процесса, мы чётко понимали, что для детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с образованием, чрезвычайна важна и социальная адаптация, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Оставив лишь дистанционный компонент в обучении, трудно решать вопросы социализации. Поэтому, в учебном плане ребят появились очные групповые занятия в школе и индивидуальные дистанционные на дому.


В лицее создана и успешно функционирует единая служба психолого-педагогического сопровождения в составе:

  1. педагог-дефектолог — 1;
  2. учитель-логопед — 2;
  3. педагог-психолог — 2;
  4. социальный педагог — 1.

Из них 4 специалиста работают непосредственно по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Создана ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Создавая ЦДО, мы ставили задачи не только обеспечение доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, но и создание благоприятных условий для развития их индивидуальных способностей, а так же инклюзию в учебно-воспитательный процесс учебного заведения с целью успешной социализации и социально-психологической адаптации. 

Благодаря эффективному тьюторскому сопровождению, наши дети вовлечены во все аспекты учебно-воспитательного процесса Лицея: участие в коллективных мероприятиях, проектной деятельности и исследовательской работе, активное участие в социальных и учебных проектах, занятия в музыкальных студиях и художественных студиях, совместные выезды и экскурсии. Курирование учащихся и их семей продумано в организации самого учебно-воспитательного процесса.

Одним из условий эффективности форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов является созданная в ЦДО система психолого-педагогического сопровождения, как важнейшая составляющая индивидуального образовательного маршрута. Специалисты службы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с позиции учета особенностей развития и возможностей детей, а также, реализуют коррекционный блок адаптированной программы в тесном сотрудничестве с учителями.

Педагоги ЦДО активно привлекают учащихся к расширенному и углубленному изучению предметов с участием в различных заочных конкурсах и олимпиадах. Число учащихся в 2019-2020 учебном году, принявших участие в 49 конкурсах, викторинах и олимпиадах — 36, что составляет 87% школьников ЦДО.

Постоянный поиск новых форм, повышающих учебную мотивацию, заинтересованность ребёнка в учебной деятельности, привёл нас к идее включения в вариативную часть учебного плана ЦДО предмета «Проектная деятельность», как предмета по выбору, что, в свою очередь, очень мотивирует как педагогов, так и детей  участвовать  в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Если под сетевым взаимодействием рассматривать совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающегося осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов различных организаций, то большинство ресурсов у нас, как у ресурсного центра тоже имеется.

Взаимодействие с учреждением дополнительного образования — Детской школой искусств «Лира» (ДШИ) осуществляется непосредственно внутри лицея, так как ДШИ является структурой лицея. Процент охвата данного контингента детей — 50%.


ЦДО как ресурсный центр

Если под сетевым взаимодействием рассматривать совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающегося осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов различных организаций, то большинство ресурсов у нас, как у ресурсного центра имеется.

Взаимодействие с учреждением дополнительного образования — Детской школой искусств «Лира» (ДШИ) осуществляется непосредственно внутри лицея, так как ДШИ является структурой лицея. Процент охвата данного контингента детей — 30%.

В ноябре 2014 года в ЦДО начала свою работу детская студия мультипликации (Мультстудия) под руководством учителя начальных классов Дмитриевой Т.В. Сначала мультстудия функционировала в рамках проектной деятельности и как элемент дополнительного образования детей-инвалидов. Затем занятия по мультипликации были включены в образовательную область «Технология» в начальной школе ЦДО, для других учащихся занятия в мультстудии являются дополнительным образованием. Занятия мультипликацией оказались настолько увлекательными для наших ребят, что теперь создаются целые мультпроекты: образовательные, краеведческие, творческие.   Итоги работы Мульстудии — победы на различных заочных творческих конкурсах.

Расширение в учебном плане ЦДО образовательной области «Искусство» за счет введения дополнительного часа по предмету «Музыка» (очная и дистанционная форма) — значительный шаг в развитии и социализации наших детей. Хоровое пение, игра на синтезаторе явились не только средством эстетического развития, но ещё и средством реабилитации здоровья для наших учащихся, мощным стимулом участия в массовых мероприятиях. Так родилось очень хорошее дело, ставшее уже традиционным – инклюзивный фестиваль искусств для детей с ОВЗ «Руки сердечное тепло».

Организаторы фестиваля — Центр дистанционного обучения и Детская школа искусств «Лира» - целью фестиваля ставили развитие творческих способностей детей, повышение мотивации к саморазвитию, а также создание ситуации успеха для каждого ребёнка, нуждающегося в особой заботе. В текущем учебном году фестиваль будет проходить уже в шестой раз, сегодня он имеет статус республиканского и стремится к межрегиональному.

На втором фестивале впервые был представлен на сцене «инклюзивный танец», который танцевали 29 человек: учащиеся ЦДО и волонтёры Лицея. На подготовку танца ушло 2 месяца, но эти усилия стоили того, чтобы осуществить мечты: танцевали в нём даже те ребята, которые имеют серьёзные двигательные ограничения. В октябре 2017 года инклюзивный коллектив привёз Диплом победителей III степени в номинации «Народный танец» с Международного фестиваля «Inclusive Dance» в г.Москва, а в октябре 2019г. – Диплом победителей I степени.

Тёплая атмосфера нашего фестиваля создается коллективной работой многих людей: это и педагогические коллективы Детской школы искусств «Лира» и Центра дистанционного обучения, это творческие руководители участников фестиваля и волонтёры нашего Лицея. Радостно, что год от года у нас становится всё больше волонтёров. Каждый раз наш фестиваль запоминается как безусловно значимое, объединяющее событие и для тех ребят, кто нуждается в особой заботе, и для всех нас.

Сейчас наши дети принимают участие во всех массовых мероприятиях Лицея, активно участвуют в работе традиционных Подросткового сбора и выездного Сбора старшеклассников. Расширение взаимодействия происходит также за счёт участия в социальных проектах «Чистое сердце», «Инклюзивный танец», студия «Добрый город». Воспитательные мероприятия, выезды учащихся ЦДО всегда проходят при активной помощи лицеистов, что, несомненно, в равной степени важно для всех. «Границы» стёрлись, и теперь в Лицее одинаково комфортно и тепло всем детям. 



Участие в мероприятиях

Сейчас наши дети принимают участие во всех массовых мероприятиях Лицея, активно участвуют в работе традиционных Подросткового сбора и выездного Сбора старшеклассников. Расширение взаимодействия происходит также за счёт участия в социальных проектах «Рука в руке», «Инклюзивный танец», студия «Добрый город».

Всё больше друзей-волонтёров появляется у ЦДО. В организации и работе Республиканского фестиваля «Руки сердечное тепло» оказывали активную помощь 36 волонтёров-учащихся Лицея. Воспитательные мероприятия, выезды учащихся ЦДО всегда проходят при активной помощи лицеистов, что, несомненно, в равной степени важно для всех. «Границы» стёрлись, и теперь в Лицее одинаково комфортно и тепло всем детям.

Если под инклюзией понимать удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка с целью успешной интеграции его в общество, то наш Центр имеет уникальный опыт.

Инклюзия в традиционном её понимании в нашем Лицее реализуется частично, что, исходя из нашего опыта работы, целесообразно и оправдано.  ЦДО является структурой Лицея, но обучение в нём, всё же, индивидуальное. Именно такой подход позволяет нам наиболее эффективно реализовать учебно-воспитательный процесс этих ребят с достижением высоких образовательных результатов, выстроить гибкую систему инклюзии и социализации.

Общественное мнение, положительная динамика развития наших детей, высокая степень удовлетворенности качеством учебно-воспитательного процесса учеников и родителей, говорят о том, что данную модель организации обучения можно рассматривать как наиболее успешную в решении задач инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.

У каждого ннашего ученика своя история и своя траектория успеха, которую мы выстраиваем совместными усилиями семьи, педагогического коллектива, всего школьного сообщества, задействуя все возможные ресурсы.  Бесспорно, к особенным детям нужен особенный индивидуальный подход, а при правильной организации учебно-воспитательного процесса, возможностей для инклюзии можно найти множество. Научить особенного ребёнка верить в себя и правильно позиционировать себя в обществе – в этом мы видим главный смысл нашего труда.  

Электронные версии документов


Вход в личный кабинет
Войдите в свой личный кабинет, используя свой логин и пароль, чтоб получить доступ к его разделам.