МЭШ – новые возможности и идеи!

В России апрель выдался очень насыщенным на образовательные события. Команда Лицея в этом месяце побывала в Москве на Третьем международном фестивале информационных технологий «Apple Day 2019: матрица цифровых возможностей».

«Школа 3.0: С новыми технологиями - к новой дидактике»

(целевая программа   модернизации информационно-образовательной среды)

Актуальность программы. Обоснование соответствия целей Программы приоритетным задачам развития образования РФ и федеральным образовательным стандартам.

Особенностью современной жизни является высокая динамика развития, затрагивающая    различные сферы деятельности человека.

Динамично развивается и система российского образования, потому что требования и условия жизни, с которыми встречается ученик и выпускник школы, меняются. Перед школой ставятся новые и более сложные задачи. Они касаются не только повышения уровня знаний обучающихся, но и развития у выпускника школы компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях человека с глубоким мировоззрением.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 года под № 1662, определила основные направления перехода от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному обучению.

Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, позволяющих молодым в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо

-уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, где центральной (ключевой) компетентностью является наличие основ теоретического мышления у человека, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;

-изменить предметное содержание обучения, которое будет направлено на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий; это позволит уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, коими изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволит школьникам научиться за более короткий отрезок учебного времени решать больше частных (конкретных) задач. В связи с этим высвобождается (экономится) время для решение личностно значимых для подростка задач, не связанных непосредственно с его учебой в школе;

-перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Такой тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится на коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.

Основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Стандарты ориентируют    на широкое использование   возможностей средств ИКТ для развития универсальных учебных действий, формирования навыков самостоятельности, групповой учебной деятельности, индивидуализации учебного процесса. Это новые условия информатизации школы.

Очевидно, что традиционные модель обучения и подходы к организации учебного процесса   уже не всегда отвечают новым требованиям и ожиданиям. Системная трансформация уклада школы, способов организации учебного процесса, а также изменение подходов и взаимодействия учеников и педагогов сейчас просто необходима.

По мнению многих экспертов, наиболее эффективной эта трансформация будет при переходе школы на модель обучения «1 ученик+ 1 компьютер». Именно наличие личных мобильных устройств у всех субъектов образовательного процесса и выведет традиционную информационно-образовательную среду на новый уровень, позволит изменить всю структуру учебного процесса и перейти к новой дидактике школы.

Процесс информатизации системы образования, начатый более 15 лет тому назад, в настоящее время выходит на новый этап. Пройден долгий путь от первых компьютеров, доступных лишь небольшой группе администрации школы, от повального увлечения педагогами к месту и не совсем презентаций, используемых, когда и где только можно. Пройден этап насыщения школы образовательными цифровыми ресурсами самых разных родов и вариантов, каждый из которых «обещал» если не заменить, то во многом облегчить работу учителя, сделать процесс обучения легким и интересным!

Сейчас совершенно ясно: все, что было сделано в процессе решения задач модернизации, было пробами и первыми шагами.

Становится более очевидным тот факт, что информационные технологии, компьютер   становятся не просто способом визуализации данных, удобным вариантом   хранения информации, ее поиска, сохранения, печати, но   и каналом всеобщей общественной коммуникации.

Персональный компьютер (любой другой цифровой гаджет) сегодня - это   выход в глобальное информационное пространство, обеспечивающий эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Усиление в жизни общества роли знаний, информации и информационных технологий, и экономики, развитие электронных - демократии, государства, правительства, социальных и хозяйствующих сетей как основных характеристик информационного общества –, а также цифровых рынков, все настоятельнее диктуют необходимость выхода школы на новый уровень работы с информационными технологиями, требуют построения новых моделей работы с ПК и другими электронными инструментами.

Переход российской школ к индивидуализированной модели идет по пути трансформации образовательной среды школы через продержку групповой и индивидуальной модели обучения, в том числе с использованием персональных компьютеров и электронных устройств.

Персональный мобильный компьютер   становится основным рабочим инструментом педагогов и школьников, обеспечивающим доступ к школьной информационной среде и образовательным ресурсам. Мобильные устройства в виде планшетов призваны обеспечить широкое и безопасное использование ресурсов интернет-сети, образовательных интерактивных программ, перейти к использованию возможностей   дистанционного менеджмента класса.

Модель «1 х 1», при котором каждый ученик и учитель имеет персональное электронное устройство, в наибольшей степени отвечает новым задачам информатизации школы и служит способом обеспечения формирования базовых компетентностей детей по Федеральным государственным образовательным стандартам. Модель обучения «1 ученик+ 1 компьютер» является средством личностно-ориентированного обучения и одним из средств развития познавательного интереса школьников.

Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).

Цели, задачи и основные этапы реализации программы.

 

Цель программы «Школа 3.0: с новыми технологиями – к новой дидактике» - переход к новой модели образования, основанной на

·           метапредметности  и модульности содержания;

·           использовании технологий электронного и смешанного обучения;

·           многосторонней передаче знаний (учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик);

·      использовании мобильных персональных образовательных устройств, образовательных сервисов в качестве инструментов формирования универсальных учебных действий.

Задачи программы:

- теоретическая разработка и практическая реализация новой модели образования;

- постепенный переход к планированию урока с помощью технологических карт как оптимального варианта организации урока по требованиям ФГОС;

-расширение базы активных форм, приемов и методов обучения на уроке как условия системно-деятельностного подхода к обучению;

- переход на качественно новый уровень применения информационно-коммуникационных технологий, сервисов в профессиональной деятельности, образовательном процессе, личных целях при сохранении высокого уровня качества образования;

-формирование образовательного сообщества школы (реального и виртуального - совокупности участников проекта взрослых (учителя, родители) и детей, а также - системы коммуникации, сочетающей виртуальные и реальные формы взаимодействия в рамках модели и с целью создания оптимальной информационно- образовательной среды.

-постепенный переход от использования бумажных образовательных ресурсов к использованию электронных (в том числе авторских курсов, модулей).

Сроки и этапы реализации программы.

 

1.Подготовительный этап: 2015 год.

Проектная деятельность, формирование стратегической команды и создание основных нормативных правовых документов, профессиональная переподготовка педагогического коллектива, направленная на реализацию задач программы, совершенствование материально-технической базы, диагностика, мониторинг здоровья учащихся и учителей.

2.Основной этап: 2016 – 2019 гг. Реализация системы мероприятий по программе, корректировка содержания Программы на основе поэтапного рефлексивного анализа.

Переход к планированию урока через технологическую карту: 2016 год -5 классы, 2017 год - 5-7 классы, 2018 год- все классы.

3.Завершающий этап: 2019-2020 г. Итоговый анализ реализации Программы. Мониторинг программы, определение перспектив развития школы с учетом результатов внедрения программы.

Содержание этапов ежегодно конкретизируется через дорожную карту (плана работы) по программе на год.         


Возврат к списку

Вход в личный кабинет
Войдите в свой личный кабинет, используя свой логин и пароль, чтоб получить доступ к его разделам.