У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?
Учащиеся и родители 1-а класса, ЦДО и группы продленного дня организовали и провели на четвертом этаже начальной школы выставку творческих работ на тему «Осенний калейдоскоп»

Аннотации к рабочим программам дисциплин


Аннотации к программам, реализуемым в ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» в 2016-2017 учебном году


I ступень

1-е классы


Александрова Э. И. Математика. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. Система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В. Серия «Новые образовательные стандарты» под редакцией Воронцова А. Б. – М.: Вита-Пресс, 2012:

Основными целями программы являются: формирование у обучающихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого обучающегося на высоком уровне. Соответственно задачами являются: формирование способностей к организации учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; приобретение опыта самостоятельной математической деятельности; формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, логического, алгоритмического и эвристического мышления; духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике.

1-4 классы


Конышева Н. М. Программы «Художественно-конструкторская деятельность» (Образовательная программа «Гармония»). – М.: Ассоциация ХХI век, 2010:

Программное содержание курса не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процес­сов, правил, требований, предъявляемых к технической докумен­тации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преоб­разовательной деятельности на основе овладения технологически­ми знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Особенность программы заключается в том, что она обеспечи­вает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец руко­творного мира.

Матвеев А. П. Физическая культура 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011:
Основой программы по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Целью является формирование разносторонне физически развитой личности. Реализация цели учебной программы соотносится с решением образовательных задач: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; овладение школой движений; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; выработка представлений об основных видах спорта.

Матвеева Е. И. Литературное чтение. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Серия «Новые образовательные стандарты» под редакцией А. Б. Воронцова. – М.: Вита-Пресс, 2012:
В программе создана единая методическая система организации процесса чтения и работы с книгой, развития интереса к литературе и формирования элементарных читательских умений, которая способствует осуществлению основной цели программы – сформировать основы читательских и речевых умений. Изучаемые литературные произведения развивают нравственность и человеческие качества. Работа по программе способствует развитию личности обучающегося, формирует его интеллект и общую культуру. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого обучающегося.


Репкин В. В., Восторгова Е. В., Левин В. А. Русский язык. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Серия «Новые образовательные стандарты» под редакцией А. Б. Воронцова. – М.: Вита-Пресс, 2012:

Программа ориентирует ученика на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, на овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. В программе представлен материал, призванный расширить кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Целями программы являются: ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.


Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Окружающий мир. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: Вита-Пресс, 2012:

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Программа несет в себе большой развивающий потенциал, вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников, у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Задача курса - познакомить с целостной элементарной научной картиной мира и научить ею пользоваться. Цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

1-3 и 4б классы


Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Программа «К вершинам музыкального искусства». – М.: Ассоциация ХХI век, 2010:

Программа предназначена для развития музыкальной культуры школьников, направленного на интенсификацию музыкального мышления и творческого проявления ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

2-4 классы


Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. Программа к УМК «Английский в фокусе». – Express Publishing: Просвещение, 2011:

Данная рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений. Цель обучения английскому языку младших школьников включает развитие у обучающихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, то есть основных четырёх видах речевой деятельности.


Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В. Математика. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. Система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В. Серия «Новые образовательные стандарты» под редакцией Воронцова А. Б. – М.: Вита-Пресс, 2012:

Основной целью программы является формирование основ научного мышления ребенка в области математики, представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения.

3-4 классы


Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ. М.: Академкнига/Учебник, 2012;
Матвеева Н. В. Программа курса информатики и ИКТ для 2–4 классов начальной общеобразовательной школы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012:

Курс информатики в начальной школе 1-4 класс предназначен для овладения первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компь­ютера. Он полностью отвечает требованиям соответствующей части раздела «технологии» ФГОС, в частности подраздела содержания «Человек, технология и техническая среда».

4-е классы


Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы. – М.: Просвещение, 2010:

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Призван сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

4а, 4в и 4г классы


Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.
М.: Просвещение, 2012
Программа по предмету «Музыка» для классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

История и культура народов Марий Эл: 3-4 классы


Майкова Л. Е., Соловьева Г. И. и др. История и культура народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1–11 классов.
– Й-Ола: Марийское книжное издательство, 2009:
Программа учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, культуры и искусства. Цель программы: ознакомление обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл. Задачи: духовно-нравственное воспитание личности; рост у обучающихся национального самосознания; усвоение национальных и общечеловеческих ценностей. Программа определяет содержание учебного предмета, рекомендуемого для изучения в вариативной части учебного плана.

Марийский язык: 3-4 классы


Крылова Г. С, Кулалаева Н. А, Константинова В. В., Игнатова Р. П. Примерная программа основного общего образования по марийскому языку для 1
11 классов общеобразовательных учреждений. – Й-Ола: Марийский институт образования, 2011:
Основными задачами программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальных ценностей и культурных традиций РМЭ, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, воспитание толерантности. Задачами обучения являются: воспитание у обучающихся уважения к языку и культуре совместно проживающих народов; формирование элементарных представлений о системе марийского языка, речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения. Программа разработана с учётом современных образовательных требований.


II ступень

Русский язык: 5-6 классы


Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2013:

Программа имеет целью:
усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение русского языка на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

Русский язык: 7-9 классы


Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Шанский Н. М. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку. – М.: Просвещение, 2009–2012:

Программа изучения русского языка разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Программа изучения русского языка разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Курс русского языка направлен на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. Эти цели обусловливают следующие задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

Литература: 5-6 классы


Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Примерные программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Литература 5–9 классы» – М.: Просвещение, 2011:

Программа имеет целью:
освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение литературы и других учебных предметов на уровне среднего общего образования;
создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

Литература: 7-9 классы


Коровина В. Я. Программа для общеобразовательных учреждений литературе. – М.: Просвещение, 2011:

Программа изучения литературы разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Цели литературного образования направлены на становление активной творческой личности, формирование её нравственных ориентиров; воспитание грамотного компетентного читателя, умеющего анализировать текст на разных уровнях, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; формирование представлений о литературе как виде искусства с его внутренними законами, о мировом литературном процессе, национальном своеобразии и мировом значении русской литературы; развитие и стимулирование самостоятельной научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Реализация целей литературного образования способствует развитию речевых, интеллектуальных и творческих способностей, требующих от современного конкурентоспособного выпускника создание текстов различного характера и назначения и освоению через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся.

Иностранный язык: 5-6 классы


Апальков В. Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012:

Программа имеет целью – достижение обучающимися результатов изучения английского языка в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Иностранный язык: 7-9 классы


Апальков В. Г. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011:

Программа изучения английского языка разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). При выборе содержания программы по английскому языку учитывался опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам, зарубежные и отечественные исследования в области социокультурного образования средствами иностранного языка, коммуника­тивного развития и образования обучающихся. Используемая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных связей.

Иностранный язык: 9-е классы


Бим И. Л. Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2008:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год), предназначена для общеобразовательных учреждений. Целевой доминантой данной учебной программы является развитие коммуникативной и социокультурной компетенции в немецком языке. Специфику данной программы составляет увеличение объёма аутентичных материалов, выдвижение чтения в качестве основного способа получения информации и постановки проблем для последующего обсуждения, что обуславливает увеличение удельного веса этого вида речевой деятельности.

Математика: 5м, 5э2 и 6 м классы


Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014:

Целью программы является: достижение обучающимися результатов изучения математики в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Задачи: научить осознанному владению арифметическими действиями с натуральными числами и рациональными числами, а также формирование геометрических представлений – о симметриях на плоскости и в пространстве, о разрезании фигур на клетчатой бумаге.

Математика: 5е, 5э1, 6е, 6э и 6б классы


Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011:

Целью программы является: достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Задачи курса: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. Программа учебного курса разработана с учетом рекомендаций авторских программ по математике Н. Я. Виленкина, А. С. Чеснокова и др. Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Алгебра: 7м1, 7э, 8м и 9м классы


Бурмистрова Т. А. Рабочая программа по учебникам Никольского С. М. и др. – М.: Просвещение, 2011:

Программа изучения математики разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Цель программы обучения: развитие вычислительных и формально – оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин.

Алгебра: 7м2, 7е, 8е, 8э, 9е, 9т, 9э и 9б классы


Мордкович А. Г., Зубарева И. И. Алгебра. 7-9 классы. – М.: Мнемозина, 2009:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год). Цель курса: овладение системой математических знаний и умений; формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, способность к преодолению трудностей. Задачи: полноценно усвоить первичные модели (функции): графическое решение уравнений, отыскания наибольшего и наименьшего значений функций на заданном промежутке; преобразования графиков, функциональной символики; кусочных функций; чтение графиков.

Геометрия: 7–9 классы


Бурмистрова Т. А. Примерная программа основного общего образования по математике. Алгебра, Геометрия. 7–9 классы. – М.: Просвещение, 2008:

Цель курса: овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений. Задачи курса: развить логическое мышление обучающихся.

Информатика и ИКТ: 8-9 классы


Угринович Н. Д. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. Изд.: Бином:

Курс предназначен создания предпосылок успешного освоения обучающимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Цель курса – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися основами знаний о процессах получения, преобразование, хранения и использования информации. Привить обучающимся навыки сознательного и рационального использования информационных технологий в своей учебной и последующей профессиональной деятельности. Основные задачи курса: развить алгоритмический и логический стили мышления; сформировать умения планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств; сформировать навыки поиска, обработки и хранения информации.
 
Авторская мастерская создателя УМК Угриновича Н. Д. (Режим доступа – 28.06.2013)

История: 5-6 классы


Примерные программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения» История. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 – 94 с.:

Целью программы является освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

История: 7-9 классы


Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Новая история 7–8 класс. – М.: Просвещение, 2006;

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6–9 класс. – М.: Просвещение, 2006;

9 класс – Федеральная примерная программа по истории // Вестник образования №3, 2005:

Программа по истории разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год) и примерных программ основного общего образования по истории. Содержание учебного предмета «История» включает в себя изучение двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Отбор содержания курса «История России» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизации, государств и др. Прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Цель – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентичности и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, применяющий исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи: формирование ориентиров в окружающем мире; воспитание патриотизма; развитие способности анализировать различную информацию и т.д. Предполагаемые результаты: знания ключевых исторических событий; периодизация ключевых явлений и процессов; умения извлекать необходимую информацию; сравнивать различные данные; различать факты и интерпретации. Содержание программ соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Обществознание:: 6-е классы


Соболева О. Б., Медведева О. В. Линия УМК по обществознанию для 5–9 классов под редакцией Бордовского Г. А. – М. «Вентана-граф», 2012:

Программа линии УМК «Обществознание» для основной школы под редакцией академика Г.А. Бордовского составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по обществознанию. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий. Данная Программа соответствует всем требованиям, предъявляемым к современным рабочим программам и является оптимальным средством организации обучения обществознанию в основной школе.

Обществознание: 7-9 классы


Кравченко А. И. Программа по обществознанию 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Содержание программы по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: основные сферы жизни общества, правовое регулирование общественных отношений, положение человека в обществе, а также опыт познавательной и практической деятельности. Цели: развитие личности и критического мышления; воспитание гражданской ответственности; освоение функциональной грамотности системы знаний; формирование опыта применения полученных знаний.

География: 5-6 классы


Примерные программы по учебным предметам:
Петрушина Н. П. Рабочая программа по географии. 5 класс. – М.: ВАКО, 2013;

Летягин А. А., Душина И. В., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. Рабочая программа «География» 5–9 классы – М.: «Вентана-граф», 2012:

Концепция программы: Формирование у учащихся комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей, объединять многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. Актуальность и значимость данной программы: В этой дисциплине реализуются и такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения. География входит в общеобразовательную область «Естествознание».

География: 7-9 классы


Душина И.В. Программа по географии. 7 класс. «География материков и океанов». – М.: Дрофа, 2010;

Сиротин В.И. Программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6–11 класс. – М.: Дрофа, 2004;

Дронов В.П. Программа «География России. Население и хозяйство» 9 класс. – М.: Дрофа, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год). Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта и творческой деятельности. Задачи: формирование представлений о единстве и структуры природы; познание сущности и динамики развития географической среды; создание образных представлений о крупных регионах и материков.

Биология: 5-6 классы


Пономарева И. Н., Кучменко В. С., Корнилова У. А., Драгонилов А. Д. Биология 5–9 класс. – М.: «Вентана-граф», 2012:

Цель программы: достижение обучающимися результатов изучения биологии в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Биология: 7-9 классы


Пономарева И. Н. Биология в основной школе. – М.: «Вентана-граф», 2005:

Программа по биологии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год) и авторской программы коллектива под руководством И. Н. Пономаревой. Цели: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. Задачи: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь работать с разными источниками биологической информации, находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Физика: 7-9 классы


Гутник Е. М., Перышкин А. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7–9 классы. – М.: Дрофа, 2008:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год). Цель курса: усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Задачи курса: приобрести знания о физических явлениях и величинах, характеризующих эти явления.

Химия: 7-9 классы


Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа по химии 8–11 класс. – М.: Русское слово, 2010:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год). Основные цели курса: формирование представлений о химическом элементе и формах его существования, о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации. Задачи: освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения.

Химия: 7е, 8е и 9е классы


Кузнецова Н. Е. Программа по химии для 8–11 класса. – М.: «Вентана-граф», 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год) Курс химии VIII класса продолжает развитие системы знаний по курсу химии: изученные вопросы: периодический закон и строения атома, окислительно - восстановительные реакции, газовые законы, теория электролитической диссоциации, кинетика химических реакций, позволяют отрабатывать приобретенные навыки в разделах химии элементов.

Изобразительное искусство: 5-6 классы


Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5–8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015:

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально- пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Изобразительное искусство: 7-е классы


Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа общеобразовательных учреждений. 5–9 классы – М.: Просвещение, 2010:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, которые изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка, воспитание гражданственности и патриотизма. Освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как исторически сложившуюся систему: обучающиеся знакомятся с произведениями искусства разных стран и эпох. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру, является интегративным курсом, включающим в себя изобразительное искусство и художественный труд.

Музыка: 5-6 классы


Критская Г. П., Сергеева. Е. Д. Программа для общеобразовательных учреждений. Музыка: 5–7 класс – М: Просвещение, 2012 год:

Программа имеет целью достижение обучающимися результатов изучения музыки в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Музыка: 7-е классы


Критская Г. П., Сергеева. Е. Д. Программа для общеобразовательных учреждений. Музыка: 5–7 класс – М: Просвещение, 2010:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год) В программе по музыке рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Программа направлена на расширение художественного кругозора учащихся с одной стороны и углубление осознания содержания музыкальных произведений – с другой.

Мировая художественная культура: 8-е классы


Данилова Г. И. Мировая художественная культура (Искусство). Программа общеобразовательных учреждений. МХК 5–11 классы. 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 год). Направлена на изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала и лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Технология: 5-8 классы


Глозман Е. С., Глозман А. Е., Ставрова О. Б. Рабочая программа и тематическое планирование. Технология. Индустриальные технологии. 5–7 классы. – М.: Мнемозина, 2013;

Примерные программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения». Технология 5–9 класс. М.: Просвещение. 2010;

Синица Н.В., Тищенко А. Т., Симоненко В. Д. Алгоритм успеха. Технология. Программа 5–8 класс. М.: «Вентана-граф», 2012:

Основная цель программы: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Программа обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Основные задачи курса: способствовать профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Основы безопасности жизнедеятельности: 8-е классы


Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Программа курса ОБЖ 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007:

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности, с учётом комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе, к формированию основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, выработки сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Курс имеет модульную структуру. При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы непрерывности обучения, постепенного наращивания информационной и воспитательной нагрузки. Понятийная база и содержание курса основаны на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов.

Физическая культура: 5-9 классы


Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания для общеобразовательных учреждений физическая культура. – М.: Просвещение, 2012:

Данная программа направлена на развитие мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Целью является формирование разносторонне физически развитой личности. К задачам относятся: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств; обогащение двигательного опыта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии; воспитание положительных качеств личности.

История и культура народов Марий Эл: 5-9 классы


Майкова Л. Е., Соловьева Г. И. и др. История и культура народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1–11 классов. – Й-Ола: Марийское книжное издательство, 2009:

Программа учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, культуры и искусства. Цель программы: ознакомление обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл. Задачи: духовно-нравственное воспитание личности; рост у обучающихся национального самосознания; усвоение национальных и общечеловеческих ценностей. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. Планируемые результаты обучения и воспитания: усвоение ценностей народа и традиций; восприятие народного фольклора, художественной литературы.

Марийский язык: 5-9 классы


Крылова Г. С., Кулалаева Н. А., Константинова В. В., Игнатова Р. П. Примерная программа основного общего образования по марийскому языку для 1–11 классов общеобразовательных учреждений. – Й-Ола.: Марийский институт образования, 2011:

Программа учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, культуры и искусства. Цель программы: ознакомление обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл. Задачи: духовно-нравственное воспитание личности; рост у обучающихся национального самосознания; усвоение национальных и общечеловеческих ценностей. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. Планируемые результаты обучения и воспитания: усвоение ценностей народа и традиций; восприятие народного фольклора, художественной литературы.

Основы экономики: 5-9 классы


Равичева. C. Современная экономика. Программа и сборник материалов. 8–11 класс. – М.: Вита-пресс, 2011:

Учебный курс призван пробудить у учащихся интерес к изучению экономики как к предмету, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии. Школьники приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также происходит формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.


III ступень

Литература: 10-11 классы


Коровина В. Я. Программа для общеобразовательных учреждений литературе. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Авторизованная программа гимназического литературного образования предназначена для обучающихся 1-11 классов, значительно расширяет базовый минимум. Цели литературного образования направлены на становление активной творческой личности, формирование её нравственных ориентиров; воспитание грамотного компетентного читателя с высоким уровнем языковой культуры, умеющего анализировать текст на разных уровнях, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; формирование представлений о литературе как виде искусства с его внутренними законами, о мировом литературном процессе, национальном своеобразии и мировом значении русской литературы; развитие и стимулирование самостоятельной научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Реализация целей литературного образования способствует развитию речевых, интеллектуальных и творческих способностей, требующих от современного конкурентоспособного выпускника создание текстов различного характера и назначения и освоению через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся.

Русский язык: 10-11 классы


Греков В. Ф., Чешко. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Программа русского языка в 10–11 классах направлена на подготовку к ЕГЭ: тестовой его части и сочинению. Основная цель курса – совершенствование умений и навыков в области орфографии, фонетики, словообразования, морфологии, стилистики и культуры речи, синтаксиса, пунктуации, устной и письменной речи, выработка практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Иностранный язык: 10-11 классы


Апальков А. Г. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2010:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). При выборе содержания программы учитывался опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам, зарубежные и отечественные исследования в области социокультурного образования средствами иностранного языка, коммуника­тивного развития и образования обучающихся. Используемая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных связей.


Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Данная программа предназначена для общеобразовательных учреждений. Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и немецкого в частности на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение; языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

История: 10-11 классы


Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времён до конца XIX века». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008;

Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. «История России. XX – начало XXI века». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010:

Программы разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности. Изучение истории в старшей школе на направлено на достижение следующих целей и задач: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка обучающихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Обществознание: 10-11 классы


Кравченко А. И. Программа по обществознанию 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Программа включает в себя вопросы, изучаемые в предметах экономика и право.

Обществознание: 10э и 11э классы


Боголюбов Л. Н. Программа по обществознанию 10–11 классы. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Цель изучения учебного предмета: развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях; помочь выпускникам осознанно осуществить выбор путей продолжения образования, будущей профессиональной деятельности.

Право: 10э и 11э классы


Никитин А.Ф. Примерная (авторская) программа по правоведению (Программа образовательных учреждений для 10 класса). – М.: Русское слово-РС, 2007;

Никитин А. Ф. Примерная (авторская) программа по правоведению (Программа образовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы). – М.: Просвещение, 2007:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Цель программы – ознакомление обучающихся с широкой совокупностью знаний в правовой сфере жизни общества. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих задач: помочь старшеклассникам освоить знания об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе; воспитывать гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства; дисциплинированность, уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.

Экономика: 10э и 11э классы


Иванов С. И. Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса». – М.: Вита-пресс, 2007:

Курс носит общеобразовательный характер. Программа ориентирована на изучение экономических понятий, формирование представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательством, ознакомление с особенностями экономики РМЭ. Цели: освоение основных знаний об экономике РФ, экономике РМЭ; овладение умениями работать с различными источниками информации; развитие экономического мышления и т.д.

География: 10-е классы


Душина И. В. Программа среднего (полного) общего образования по географии 6–10 (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2006:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Структура программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется на формировании общей культуры и мировоззрения школьников. Содержание сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Цели: освоение системы географических знаний; овладение умениями; воспитание патриотизма; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира и т.д. В результате изучения ученик должен: знать основные понятия и термины, особенности размещения природных ресурсов; аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; уметь определять и сравнивать географические тенденции развития; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность; составлять комплексную характеристику и т.д.

Физика: 10-11 классы


Мякишев Г. А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 10–11 классы. – М.: Дрофа, 2008:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.). Цель курса: усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Задачи курса: приобрести знания о физических явлениях и величинах, характеризующих эти явления.

Алгебра: 10м класс


Видман Т. Н. (Алгебра. 10–11 классы: рабочие программы по учебникам Никольского С. М., Потапова М. К., Решетникова Н. Н., Шевкина А. В. Базовый и профильный уровни/авт.-сост. Видман Т. Н. – Волгоград: Учитель, 2012:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Программа сохраняет авторскую концепцию линии УМК «МГУ – школе»: традиционную для отечественного образования фундаментальность изложения теории в учебниках, оставляя за учителем право самому регулировать степень углубления в теоретический материал, использование дополнительного материала и сложных задач с учётом уровня подготовки класса и целей обучения.

Алгебра: 10-11 классы


Мордкович А, Г., Зубарева И. И. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы/авт.-сост. Мордкович А, Г., Зубарева И. И. – М.: Мнемозина, 2009:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Цель курса: формирование представлений о математике как об универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики; развитие логического мышления, алгоритмической культуры; овладение математическими знаниями и умениями необходимыми для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки. Задачи: приобрести знания и умения для использования в практической деятельности и повседневной жизни; освоить познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Геометрия: 10-11 классы


Бурмистрова Т. А Примерная программа основного общего образования по математике. Алгебра, Геометрия, 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2008:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Цель курса: овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений. Задачи: обучающиеся должны уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трёхмерные объекты с их описаниями, изображениями; анализировать взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Информатика и ИКТ: 10м и 11м классы


Поляков К. Ю, Еремин Е. А. Информатика программа для старшей школы. 10–11 классы. Углубленный уровень. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). Основной задачей курса является формирование у обучающихся умений и навыков применения методов информатики для решения математических и физических задач, а также математических методов, используемыми в информатике. Для решения поставленной задачи необходимо формирование следующей базы: знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу, понятие компьютерной модели и управления, знание основных способов алгоритмизации. Цели курса: развитие алгоритмического мышления обучающихся; формирование представления о моделировании и его роли в развитии в области естествознания, обществознания, математики и т.д.; развитие способностей к формализации; воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией..

Биология: 10м и 10э классы


Беляев Д. К., Бородин П. М. Программа по биологии. – М.: Просвещение, 2006:

Программа в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год), предназначена для изучения биологии в 10–11 классах. В программе отражены цели изучения курса: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, Задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Биология: 10е и 11е классы


Теремов А. В., Петросова Р. А. Биологические системы и процессы (профильный уровень). – М.: Мнемозина, 2012:

Программа предназначена для учащихся 10–11 класса медицинского профиля, направлена на выстраивание учеником образовательной траектории, которая обеспечит преемственность между общим, средним и высшим образованием. Цель: овладение учащимися системой общих естественно - научных и специальных биологических знаний, обеспечивающих формирование рационального мировоззрения личности и нравственно – этического отношения к живой природе и к самому себе.

Химия: 10м и 10э классы


Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия 10 класс. – М.: Просвещение, 2004:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год). В основу конструирования курса для 10 класса положена идея генетической связи между классами органических соединений. Цели и задачи программы: освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Фактическую основу курса 11 класса на базовом уровне составляют обобщённые представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Цели и задачи программы: освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Химия: 10е класс


Карцова Л. А. Химия 10–11 класс. Программа "Химический Лицей». – М.: Вентана-граф, 2010:

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Химия: 11е класс


Габриелян О. С., Повпкова Т. Н., Карцова А. А. Органическая химия, 11. Профильный уровень: методическое пособие и книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006:

Программа по химии для 10–11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8–9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.

Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы


Смирнова А. Т. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2007:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год) и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности, с учётом комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе, к формированию основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, выработки сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Курс имеет модульную структуру. При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы непрерывности обучения, постепенного наращивания информационной и воспитательной нагрузки. Понятийная база и содержание курса основаны на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов.

Физическая культура: 10–11 классы


Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания для общеобразовательных учреждений физическая культура. – М.: Просвещение, 2012:

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год), направлена на разностороннюю физическую подготовленность. Целью является формирование разносторонне физически развитой личности. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: повышение функциональных возможностей организма, обучение самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; освоение знаний о роли здорового образа жизни.

История и культура народов Марий Эл: 10–11 классы


Майкова Л. Е., Соловьева Г. И. и др. История и культура народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1–11 классов. – Й-Ола: Марийское книжное издательство, 2009:

Программа учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, культуры и искусства. Цель программы: ознакомление обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл. Задачи: духовно-нравственное воспитание личности; рост у обучающихся национального самосознания; усвоение национальных и общечеловеческих ценностей.

Марийский язык: 10–11 классы


Крылова Г. С., Кулалаева Н. А., Константинова В. В., Игнатова Р. П. Примерная программа основного общего образования по марийскому языку для 1–11 классов общеобразовательных учреждений. – Й-Ола.: Марийский институт образования, 2011:

Основными задачами программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальных ценностей и культурных традиций РМЭ, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, воспитание толерантности. Программа разработана с учётом современных образовательных требований.
Вход в личный кабинет
Войдите в свой личный кабинет, используя свой логин и пароль, чтоб получить доступ к его разделам.