Коммунарские сборы старшеклассников

Среди многочисленных школьных традиций СБОР занимает особое место. Это не просто общий трехдневный выезд. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности.

В программу сбора входит:

  • искусство;
  • труд;
  • общение;
  • различные формы досуговой деятельности.

На сборе особенно важны не только непосредственные его продукты (миниспектакли на нравственные темы, газеты, песенный круг, разговор у свечи), а особая психологическая атмосфера, специфический образ общения.

Само педагогическое понятие «сбор» имеет глубокие корни. Взрослое поколение педагогов при слове «сбор», конечно, будет иметь в виду пионерские сборы — с торжественными линейками, красными галстуками, выносами знамен и другой атрибутикой пионерского поколения советских школьников.

Несколько иначе стали рассматривать сбор после начала его второй жизни — в коммунарском движении Иванова И. П. — и трансформаций, произошедших в воспитательной системе школ В. А. Караковского (№ 1 г. Челябинска и № 825 г. Москвы). Сбор — самостоятельный воспитательный феномен.

Сбор служит функциональной основой всей воспитательной системы, и хоть он и оторван от повседневной жизни, но вызывает у ребят и взрослых желание изменить обычную школьную жизнь школы и свою собственную. Важный принцип сбора — принцип демократического соуправления. Он осуществляется на практике разными способами, но на наш взгляд именно на сборах В. А. Караковского это соуправление наиболее полно реализовывается через систему ДК отрядов и ДК сбора. Проявляется это также в том, что отряд учителей работает вместе с другими отрядами, по общей программе, общим законам и интересам.

История Сбора школы № 18 началась еще в 1987 году. Идея его проведения родилась после поездки группы педагогов нашей школы в школу № 825 г. Москвы, возглавляемую известным педагогом, нашим большим другом Владимиром Абрамовичем Караковским. Участниками первого сбора были сами учителя. Сбор стал настолько важным событием и для школы, и для каждого педагога, что уже более 20 лет само слово «сбор» является почти что волшебным словом.

Сбор живет по особенным принципам — «законам сбора». Сформулированные И. П. Ивановым во Фрунзенской коммуне, а затем В. А. Караковским, они создают ценностный стержень деятельности детей и взрослых на выезде, вносят воспитательный момент в каждое дело, в каждый поступок. Чем более глубоко будут поняты и приняты эти законы участниками, чем больше они будут незаформализованы, тем успешнее будет сам сбор, тем лучше будет видны воспитательные результаты — преображение участников, гуманизация отношений, активизация жизненной позиции, наполнение ее личностным смыслом и радостью.

Каждый закон — повод для размышления в коллективе взрослых и детей перед сбором, его воплощение в реальной жизни, в реальной системе отношений — основной залог успеха сбора. Сегодня школа живет подготовкой уже 27 сбора. Это говорит и о долговечности традиций, и о его значимости для школы.

У Старшего сбора есть «младший брат». Он родился чуть более десяти лет назад, когда группа заинтересованных шестиклассников попыталась проникнуть на Старший сбор, высказывая вполне праведное возмущение тем, что они не могут ждать еще 3 года, они вполне готовы к Сбору... Было задумано провести подростковый сбор. Он несколько короче по срокам — всего 2 дня. Но как отмечают его организаторы, старшие сборовцы, он спрессован и наполнен открытиями и событиями еще больше...

Вход в личный кабинет
Войдите в свой личный кабинет, используя свой логин и пароль, чтоб получить доступ к его разделам.