О методической работе
Методическая работа в современной школе — это целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете — на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.
На педсоветах, заседаниях методических объединений подготавливаются обзоры, доклады по наиболее существенным и интересным вопросам. Учет индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании и организации методической работы предопределяет ее эффективность.
Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности — одно из важных условий эффективности методической работы в целом.
Главная задача — создание образовательной среды, где максимально будет реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами.
Цель — создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям.
Уровни организации методической работы:
- Частично-поисковый, творческий, исследовательский;
- Социально-психологический климат в коллективе;
- Создание условий для профессионального роста педагогов;
- Личностные свойства педагога, его познавательно гуманистическая направленность, профессиональная позиция.
Формы организации методической работы
- тематические заседания методических объединений ;
- обзоры научной, педагогической и другой литературы;
- методические советы;
- творческие отчеты отдельных учителей.
Показатель эффективности — есть уровень профессионального саморазвития педагога (педмастерство, творческая деятельность, создание индивидуального стиля, «авторских» программ и технологий, готовность к инновациям).
Методические направления:
- Консультивно-информационное — изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке уроков. Формы работы самые разнообразные: семинары, собеседования, работа методических объединений;
- Статистико-аналитическое — создание форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование, облегчающих труд учителя;
- Диагностико-аналитическое — осуществление мониторинга. Постоянное наблюдение за уровнем ЗУН с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием. Основные формы работы: осуществление диагностики, анкетирование, тестирование и др.;
- Информационно-аналитическое — обеспечение в образовательном учреждении условий для внедрения педагогических технологий, условий, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью. Формы работы различны: семинары, открытые уроки и др.